... На Главную

Безусловный Закон


Егор Кузьмичев

В конец |  Вернуться…

В какой-то детской книжке автор прочитал легенду о Вавилонской башне.

В легенде говорилось о том, что люди собрались построить очень высокую башню, которая могла бы достать до небес.

Но богу или богам идея эта не понравилась, они наделили людей разными языками, люди перестали понимать другу друга и не смогли построить эту башню и разошлись по окрестностям города Вавилона, разошлись по миру: Говорят, некоторые археологи даже побывали на её развалинах.

Если рассматривать соотношение времени, которое тратит человек в течение всей своей жизни на разные дела, то вполне может оказаться так, что на втором месте после сна стоит его общение - то есть использование речи, как средства коммуникации во время общения его с другими людьми.

Подтверждено, что человек - существо общественное, то есть его коммуникация - общение, взаимодействие, с другими людьми - является не только основным содержанием его жизни, но и обеспечивает возможность его выживания не только внутривидового, но и как вида в целом, выживание его, как человека разумного. Homo Sapience - человек разумный - таково самоназвание нашего вида. По ходу изложения мягко удивимся той доле комплементарности, которая заключена в этом "самоназвании".

Однако вернемся к непосредственному предмету изложения.

Вспомните уроки истории, посвященные первобытному человеку, с той запоминающейся картинкой в учебнике, когда несколько человек, одетые в шкуры, вооруженные палками и камнями, пытаются добыть мамонта, попавшего в выкопанную ими ловушку.

Ведь они как-то договорились о том, что надо выкопать яму под ловушку: Гуртом и батьку бить легче, - улыбнёмся старой народной поговорке.

Именно коммуникации людей друг с другом человечество обязано своим прогрессом.

У Станислава Лемма есть рассказ о прохождении некоего испытания курсантом Пирксом, готовящемся стать космическим пилотом, в котором Лемм подробно описывает ощущения человека, погруженном в солевой раствор, по плотности полностью соответствующий плотности человеческого организма, с соответствующей маской на лице. Все эти меры полностью "отключили" испытуемого от внешнего мира: Плохо чувствуешь себя без ощущений, связанных с внешним миром, с окружающей средой - страшненько себя чувствуешь.

И, конечно же, нельзя не вспомнить классический пример Маугли. Это Киплинг расписал красивую сказку, изложив своё представление о мире. Но нас интересует её окончание - Маугли ушел/вернулся к людям, по версии Киплинга - ко вполне нормальному общению с ними.

Имевший же в реальности случай воспитания ребёнка волчицей - девочка была найдена в Индии, не столь оптимистичен, как в сказке - отставание в развитии оказалось столь сильным, что последствия отсутствия нормальной коммуникации в семье в первые годы жизни ребёнка так и не были ликвидированы. Главное из этих последствий выразилось в том, что "невоспитанный" таким образом ребёнок так и не освоил речь и совершенно не мог нормально общаться с людьми.

Общение, "вся прелесть человеческого общения", составляет существенную часть нашей жизни и в значительной степени определяет её качество.

А осуществляется общение с использованием языка, носителем которого мы являемся:

Об удивительных вещах, происходящих в этой сфере, - сфере "обращения языка", мы и поговорим.


К началу |  Вернуться…