... На Главную

Золотой Век 2014, №2 (80).


ИГОРЬ ШВЕДОВ


ИСКУССТВО УБЕЖДАТЬ


БЕСЕДЫ О СОВРЕМЕННОМ КРАСНОРЕЧИИ

КИЕВ. ИЗДАТЕЛЬСТВО ЦК ЛКСМУ «Молодь», 1986 год.


БЕСЕДА ТРЕТЬЯ. КУЛЬТУРА ОРАТОРСКОГО ТРУДА.

Глава 7.

Параграф 2.


В конец |  Содержание  |  Назад

Если же все-таки вернуться к тому давнему происшествию в ялтинском санатории — оно запомнилось, я над ним после много размышлял. Оно было для меня первым, но отнюдь не последним жестоким ораторским испытанием. Сегодня, по прошествии лет, оставив за плечами тысячи выступлений в различных аудиториях у нас в стране и за рубежом, могу с полной искренностью сказать следующее.

Я решительно не разделяю точку зрения тех методистов, что советуют не обращать внимания на всякого рода нарушения порядка в аудитории. Мол, вступать в пререкания, а тем более одергивать слушателей — нехорошо, неэтично. (Мне лично не раз делали подобные замечания...)

Полагаю, что такая, с позволения сказать, "этика", опять же, сугубо кабинетная, умозрительная, Далека от реальной, живой практики.

Ведь что происходит, если вдуматься? Люди сошлись для того, чтобы совместно проделать какую-то мыслительную работу. И вдруг находится некто, мешающий всем,— и говорящему, и слушающим.

Ялтинский эпизод, в сущности, свинство, способное сбить, обесценить важный, идейно значимый разговор! Такое действие по смыслу своему враждебно собравшимся. Стало быть, и обращаться с ним надо, как с действием враждебным. Если то, что вы говорите, дорого вам — защищайте его! Люди, сидящие в зале, всегда поймут ваше справедливое негодование. Лучшая часть аудитории, а таких людей у нас, как правило, большинство, немедленно станет вашим союзником. Организуйте этих людей, дайте верное направление их реакции, усилиям.

Тогда в Ялте я, помнится, поступил не лучшим образом: начал что-то доказывать нетрезвому человеку, увещевал его... Смею вас уверить, что нынче этот развязный "географ" от меня так просто не ушел бы!..

Есть тут, конечно, свои приемы поединка. Они вытекают из признанной нами необходимости быть на аудитории искренним, честным и одновременно твердым в своей позиции.

Обращайтесь непосредственно к виновнику эксцесса. Вытащите его на всеобщее обозрение, вырвите из массы, противопоставьте массе. В вашей реакции нарушитель порядка должен ощутить мощь коллективного осуждения.

Разумеется, во всех случаях действовать надо с умом — находчиво, умело, тактично. Истерики, как и менторские поучения, оратору абсолютно противопоказаны!

Нежелательно начинать с замечаний. Приступайте к делу спокойно, уверенно. Дайте людям вслушаться, нащупать с вами точки взаимного интереса, Ощутить: то, что вы говорите, действительно серьезно, значительно, любопытно, заслуживает уважения. А затем уже можно бросаться в бой — если необходимость к этому еще не исчезла сама собою.

Те из киевлян и гостей города, кому случается бывать на традиционных выступлениях театра исторического портрета в нашем замечательном Музее В. И. Ленина (каждую субботу в 16 часов), надеюсь, подтвердят, какая изумительная атмосфера высокой духовности, праздничного единения складывается всякий раз по ходу чтения устной документальной "Ленинианы". На 560 мест музейного конференц-зала собирается иногда до полутора тысяч слушателей. В большинстве своем это молодые люди: школьники, студенты, учащиеся ПТУ, солдаты и курсанты. Те, кому негде сесть, располагаются на ступеньках сцены, на полу, стоят вдоль стен...

В таких условиях выглядит кощунственной бестактностью какое бы то ни было вольное и невольное нарушение порядка. Если же что-то такое и случается, то обычно достаточно бывает красноречивой паузы оратора, двух-трех укоризненных слов, произнесенных чуть ли не шепотом: "Посмотрите вокруг, сколько здесь внимательных, чутких лиц. Пожалуйста, не мешайте", "У нас в этом здании не принято вести себя так-то и так-то..."

Снова подчеркну: ораторское дело требует характера, крепкой воли, умения мгновенно мобилизоваться, найти верное решение. Ведь порой что только ни происходит во время выступлений: гаснет свет, отказывает аппаратура, бегают кошки и собаки, падают портьеры, врываются промышленные шумы...

Хороший совет дает старейший наш методист, превосходный лектор Евгений Адамов: "Полезно воспитать в себе привычку не реагировать на маленькие помехи и научиться своевременно и удачно убирать большие".

Задача в том, добавлю, чтоб быть готовым в лю бой момент обернуть помеху себе на пользу: обыграть ее, блеснуть остроумием, находчивостью. Словом, действовать сообразно пословице: "Удачлив тот, кто строит фундамент своего благополучия из камней, которыми его забрасывают".


К началу |  Содержание  |  Назад