... На Главную

Золотой Век 2013, №9 (75).


ИГОРЬ ШВЕДОВ


ИСКУССТВО УБЕЖДАТЬ


БЕСЕДЫ О СОВРЕМЕННОМ КРАСНОРЕЧИИ

КИЕВ. ИЗДАТЕЛЬСТВО ЦК ЛКСМУ «Молодь», 1986 год.


БЕСЕДА ТРЕТЬЯ. КУЛЬТУРА ОРАТОРСКОГО ТРУДА.

Глава 5.

Параграф 3.


В конец |  Содержание  |  Назад

Самая, наверно, распространенная ошибка современных ораторов — говорение без подготовки. Этим иногда даже красуются: молодец, вошел в аудиторию — и сразу в бой! А безграмотный в профессиональном смысле "молодец" кашляет, стаканами заглатывает воду, сипнет в первые же минуты... Смотреть на это мучительно и стыдно.

Бывает, впрочем, что и в такой ситуации удается войти в колею: с течением времени, глядишь, разогрелись мышцы лица, губ, зазвучал голос... Сейчас бы только начинать полноценное общение с аудиторией! Но... выступление подошло к концу, и потерянного времени не вернуть!..

Говорение, несомненно,— особое состояние человека. В этом процессе с предельной нагрузкой работает все естество. В цепи компонентов говорения (мозг — язык — голос — пластика) не должно быть ни малейших препятствий, сбивок.

В организме все взаимосвязано. По этой причине для оратора очень важно постоянно заботиться о сохранении физической формы. К случаю можно повторить те общегигиенические рекомендации, которые известны всем, но, увы, мало кем применяются на практике: умеренность в еде, здоровый, организованный быт, постоянное движение (ходьба, бег), полный отказ от дурных привычек (курение, выпивки), нормальный сон, максимальная рабочая нагрузка. Некоторые (а у разумного человека — весьма жесткие) самоограничения, добровольно вводимые при этом, должны, по здравому размышлению, восприниматься как благо, ибо они позволят вам на долгие годы сохранить высокий тонус, вкус к жизни, работоспособность, память и, конечно же, голос.

Есть, впрочем, несколько в этом плане соображений узко практических, подсказанных сугубо ораторской практикой.

Как защититься от вечных сквозняков в аудиториях? Как вообще уберечься от простуды, которая, всякий знает, истинный бич ораторов? Единственно верный путь — закаливание. Обмывание ног после сна холодной водой; холодный душ и обтирание тела после утренней прогулки; промывание носоглотки несколько раз в день втягиванием воды через нос — этой процедуре надо непременно обучиться. Ораторское выступление — тяжелый физический труд. Заведите себе полезный обычай: после выступления переодеваться в сухую сорочку.

Должно стать абсолютным правилом: нельзя выступать сразу после еды. Нечем дышать, когда переполнен желудок. Все силы организма при этом переключаются с мыслительной деятельности на переваривание пищи. Только что сытно отобедавший человек вообще выглядит на аудитории крайне неэстетично. Между едой и говорением должен быть перерыв не менее двух с половиной часов.

Да, не следует пить воду в ходе выступления. Но это отнюдь не обозначает пренебрежения к соблюдению оратором водного режима. Напротив, за время выступления теряется так много влаги (с дыханием, потом), что приходится для восполнения потерь выпивать дополнительно до литра жидкости в день. Очень подходит для такой цели чай, минеральная или просто газированная вода, хлебный квас и особенно, как могу судить по собственному опыту, появившийся у нас в последнее время напиток "пепси-кола". Совершенно противопоказано в рационе оратора пиво — оно не только дурманит, но и, как всякий алкоголь, отбирает у клеток влагу, сушит связки, садит голос.

Одним из важнейших условий успешного говорения есть уменье в нужный момент доводить себя до необходимой рабочей температуры.

Нельзя говорить на холодных связках — это гибель для голоса.

Разогрейтесь перед выступлением. Остыньте после него.

Для профессионала подготовка к говорению — своебразный ритуал, интимный туалет — его никогда не демонстрируют, но без него нельзя обойтись. Само предчувствие выхода на аудиторию уже ситуация стрессовая. Потому и нужен четко наработанный аутотренинг, помогающий сосредоточиться, мобилизовать силы. Цель такого аутотренинга: наладить дыхание, разогреть мышцы лица, рук, тела; провести так называемую релаксацию — добиться полной мышечной свободы; размять голос упражнениями, чтобы он стал послушным, чтоб красиво, сочно звучал во всем диапазоне...

Я, к примеру, всякий раз настраиваюсь минут 15-20. Иногда больше. Делать это надо без спешки, постепенно увеличивая нагрузку, выверяя каждую группу связок голоса по высоте тона, силе звука, субъективным ощущениям. Какой тут может быть критерий готовности? Добиваюсь, чтоб открылось носовое дыхание, чтоб стали теплыми губы, щеки, увлажнилась полость рта, чтоб вообще появилось ощущение комфортности во всем теле.

После такой разминки чувствуешь себя уверенно, во всеоружии. Это самочувствие оратора каким-то чудом передается аудитории. Совсем иначе складывается самый, как вы помните, ответственный момент: начало речи. По первым звукам слышно: мастер вышел! Как тут не навострить уши!..


К началу |  Содержание  |  Назад