... На Главную

Золотой Век 2013, №5 (71).


ИГОРЬ ШВЕДОВ


ИСКУССТВО УБЕЖДАТЬ


БЕСЕДЫ О СОВРЕМЕННОМ КРАСНОРЕЧИИ

КИЕВ. ИЗДАТЕЛЬСТВО ЦК ЛКСМУ «Молодь», 1986 год.


БЕСЕДА ТРЕТЬЯ. КУЛЬТУРА ОРАТОРСКОГО ТРУДА.

Глава 4.

Параграф 2.


В конец |  Содержание  |  Назад

О чем я с вами говорю? О штукарстве, фокусничестве, нелепом изыске? Нет. Речь идет о тонкостях технологии, о сознательном применении средств воздействия — о профессиональном мастерстве.

Точный психологический расчет — только он позволяет безотказно владеть аудиторией, в максимально возможной степени влиять на мысли и поступки людей.

Дело это глубоко творческое, требующее ума, опыта, духовной зрелости, вкуса, знания технологии своего труда.

В первой беседе упоминалась знаменитая речь В. И. Ленина "Что такое Советская власть?". В основе ее конструкции, как легко заметить, классическая фигура древней риторики, так называемый "риторический вопрос". (В этом термине, кстати, не существует негативного оттенка, который в нашем сегодняшнем представлении прочно увязан с понятием "риторическое", "риторичное", что обычно обозначает: скучное, занудливое, искусственное. Здесь это просто старинный термин. Вообще ведь замечено, что вопрос — наиболее активная форма нашей речи. Вопрос не несет в себе функцию разрешения проблемы, но всегда содержит функцию активной ее постановки. Опыт подсказывает: если вы хотите забросить "ежа" под черепные коробки своих слушателей, то лучше всего это сделать точно сформулированным, остро поставленным вопросом).

Доживи Владимир Ильич до наших дней, он, возможно,— и даже наверняка! — речь о Советской власти построил бы совсем иначе. Но то был трудный 1919 год. То была одна из тех речей, которые, по-счастыо, оказались записанными на пластинках. (Сохранилось 16 дисков Центропечати с записью пятнадцати ленинских речей. Большая часть из них дошла до нас далеко не в лучшем состоянии. Уже в наши дни, накануне XXVII съезда КПСС, сотрудники специальной лаборатории знаменитого Киевского научно-производственного объединения "Маяк" провели кропотливую, виртуозную по мастерству работу. Произошло чудо: восстановлено 14 ленинских речей! Живой, трепетный голос Ильича вернулся к людям! Теперь уже для того, чтобы остаться сбереженным на века).

О чем думал Ленин, стоя перед несовершенным в его время звукозаписывающим прибором? А наверное, вот о чем. Купит пластинку мужик, повезет куда-то в немыслимую тмутаракань России, поставит на граммофон. И из помятой трубы аппарата, реквизированного где-то в пемещичьем доме, зазвучит в крестьянской хате высокий, призывный (вслушайтесь: именно призывный) голос: "Что такое Советская власть?". И мужик непременно скажет окружающим: "Тише!". Потому что был, оказывается, на земле человек, который в то тревожное время — с первых слов видать! —достоверно знал: что же такое за штука— Советская власть.

Прием вроде бы формальный. А какая мудрость за ним — прозорливость гения, безупречная оценка обстановки, точный расчет!

И вот вам свидетельство очевидца. Рассказывает Василий Тутелев, делегат VII Всероссийского съезда Советов — учитель, который сам возил пластинки Ленина по селам: "Речь вождя слушали затаив дыхание, сняв шапки. Слова Ленина, его живой голос приходили послушать из самых дальних деревень".


К началу |  Содержание  |  Назад