... На Главную

Золотой Век 2013, №3 (69).


ИГОРЬ ШВЕДОВ


ИСКУССТВО УБЕЖДАТЬ


БЕСЕДЫ О СОВРЕМЕННОМ КРАСНОРЕЧИИ

КИЕВ. ИЗДАТЕЛЬСТВО ЦК ЛКСМУ «Молодь», 1986 год.


БЕСЕДА ТРЕТЬЯ. КУЛЬТУРА ОРАТОРСКОГО ТРУДА.

Глава 3.

Параграф 2.


В конец |  Содержание  |  Назад

...Когда более пяти с половиною веков тому назад, 6 июля 1415 года, на рыночной площади южногерманского городишки Констанца сжигали мятежного Яна Гуса, то, рассказывают, выбралась из толпы некая старушенция, достала из-под фартука сухое полено и подбросила его в костер еретика. Могучий разумом Ян Гус, которому огонь уже лизал ноги, нашел в себе силы пожалеть убогую и сквозь дым, застилавший его единственный глаз, зычно сказал на всю площадь знаменитые слова: — "O santa simplicitas" — "О святая простота!"

Беда с этими простаками. Они в наши дни, конечно, мало походят внешне на ту средневековую старуху с поленом в руках, но действуют порой очень сходными методами. Такой простак, как правило, не осознает, а потому и не стыдится своего невежества, сыплет вопросами, затевает глубокомысленные диспуты вокруг ничего, ловит вас на оговорках, клеймит все, что противоречит его собственному "здравому смыслу"... И вообще норовит подкинуть поленце посуше, особенно когда надеется, что не получит сдачи!..

А между тем то, что растревожило когда-то моего слушателя из института автоматики, не стоит, право, выеденного яйца.

Это ведь хорошо, если устное слово живет долго, активно прокатывается в разных аудиториях — тиражируется (можно бы употребить такой термин!). Здесь не только нет ничего зазорного, напротив, всякому случаю широкого тиражирования надо радоваться: стало быть, слово пользуется спросом, оно необходимо людям. Известно, что в науке и технике одним из критериев значимости открытий признается долговечность их применения. То же самое и в сфере публичного говорения. В активе советской школы красноречия есть речи-явления, оставившие глубокий след в интеллектуальной жизни общества, работы, к которым люди возвращаются вновь и вновь. Есть лекции-долгожители, исполненные в сотнях, а иногда в тысячах аудиторий, потрясающие души и сердца. Никакими самыми яркими экспромтами-вспышками такого громадного общественного резонанса не достичь.

Публичная речь, как всякое сотворение человеческого разума, естественно проходит от замысла до воплощения несколько стадий. Сначала формируется набросок, эскиз; потом появляется как бы модель будущей речи; потом — более или менее приемлемый "промышленный образец", его уже можно прокатывать; затем наступает период, который в теории надежности называется "периодом приработки" — когда изделие в процессе интенсивной эксплуатации доводится до максимальной кондиции. И лишь тут опытный оратор начинает чувствовать себя уверенно. После того, заметьте, как пройдены нее этапы конструирования и речь улеглась в памяти и на мускулах языка как нечто выверенное, прочно, надежно сработанное.

Да, публичная речь совершенствуется в повторении. Но важно подчеркнуть: совершенствуется только тогда, когда повторяется одно и то же. Многократно, на разных аудиториях — одно и то же!

Это как в спорте: чтоб сделать неповторимое, надо бессчетное число раз повторить изведанное.

Разумно организованное тиражирование устного слова способно, как мне представляется, оказать самое благотворное воздействие на повышение качества работы во всем нашем лекционно-пропаган-дистском хозяйстве.

Взять, к примеру, такую всем знакомую ситуацию. В одном и том же коллективе десять пропагандистов, подчиняясь расписанию занятий, одновременно готовят десять одинаковых выступлений, наспех их выговаривают и берутся за следующие. А может, правильнее было бы дать каждому из них в десять раз больше времени на подготовку одного выступления и потом десятикратно его прокатать в разных группах, всякий раз совершенствуя?!.

Если вдуматься, то это совсем не пустой вопрос. И не только потому, что один хороший, яркий доклад наверняка ценнее десяти посредственных. Делу от такой практики была бы польза! Пропагандисту, лектору тиражирование необходимо для глубинной проработки материала, для максимально быстрой реализации добрых пожеланий, замечаний, намерений. Слушатели же в таком здоровом состязании разных лекторов скорее бы разглядели и оценили собственных, так сказать, местных Цицеронов.

Несколько по-иному проблема тиражирования выглядит у лектора-профессионала (штатный лектор партийного, комсомольского комитетов, активист общества "Знание"). Тут все дело в поисках точного адреса. Доказано, что ораторское совершенствование происходит только тогда, когда слово произносится для людей, которым оно желательно, понятно, необходимо. Убежден, что организаторам наших лекций, да и самим лекторам, еще предстоит отработать методику исследования реальных тематических потребностей в аудиториях. Надо научиться изучать идеологический спрос. И поставить это дело на прочные научные основы.

Скажу более: тиражирование речей, повторение одного и того же на разных категориях слушателей счастливо превращает наши аудитории в соавторов наших речей. Да, да!

Издревле замечалось: речь оратора хотя и произносится одним человеком, но является в полном смысле этих слов явлением общественным — выражает общественные интересы, адресуется многим людям... У Пушкина есть мысль о театре: "Публика образует драматические таланты". В ораторском деле роль публики совершенно аналогична. В лекционном зале чрезвычайно ценим не только талантливый оратор, но и талантливый слушатель — уважительно внимательный, активный соучастник поиска истины.

Аудитория — наш соавтор! Для меня этот факт не подлежит сомнению.

Обратите внимание, у нас в стране почти не встретишь аудиторию полностью нейтральную. Даже когда выступающего явно игнорируют, в этом чаще всего ощущается активная оценка происходящего. Но как только улавливается, что вы не просто исполняете дежурную функцию (отбарабанил и забыл), что для вас ваша речь — кровное дело, в зале тотчас находятся люди, готовые искренно и бескорыстно подставить вам свое плечо. Мне лично не раз подсказывали в аудиториях драгоценные факты, верные источники, свежие мысли; с трогательной деликатностью исправляли разного рода огрехи- многие уникумы моей личной библиотеки — это книги, принесенные и подаренные слушателями — зачастую до того совсем незнакомыми людьми!

Когда рождается очередная часть моей концертной "Ленинианы" — в этот ответственный момент чистой импровизации! — я вот уже более полутора десятилетий неизменно прихожу в один и тот же коллектив: на заседания мировоззренческого клуба "Проблема" киевского завода "Арсенал". Инженеры и рабочие — члены этого клуба — самые первые мои слушатели. Устные книги в прямом смысле рождаются у них на глазах, при их непосредственном участии. И я чрезвычайно горжусь признанием именно в этой заводской аудитории, которая на протяжении многих лет воспринимает мое творчество с удивительно располагающей, дружеской заинтересованностью. Вот вам соавтор, о котором можно только мечтать!

Сейчас в Киеве на основе моих выступлений с "Ленинианой" создан театр исторического портрета — творческое подразделение Укрконцерта. Энтузиасты арсенальской "Проблемы" стали членами его научно-творческого совета, принимают участие в создании будущих произведений на уровне замысла, фактически формируют сам облик театра.

Я искренно убежден, что нигде, кроме как в нашей стране, подобного явления не сыскать.


К началу |  Содержание  |  Назад