... На Главную

Золотой Век 2013, №12 (78).


ИГОРЬ ШВЕДОВ


ИСКУССТВО УБЕЖДАТЬ


БЕСЕДЫ О СОВРЕМЕННОМ КРАСНОРЕЧИИ

КИЕВ. ИЗДАТЕЛЬСТВО ЦК ЛКСМУ «Молодь», 1986 год.


БЕСЕДА ТРЕТЬЯ. КУЛЬТУРА ОРАТОРСКОГО ТРУДА.

Глава 6.

Параграф 2.


В конец |  Содержание  |  Назад

О цитатах.

Мы часто и много цитируем, и ничего худого в этом нет. Напротив. Сослаться на авторитетный источник, оттолкнуться от мудрой мысли достойного человека — порой ради одного этого стоит затевать публичное выступление. Кстати, латинское слово "с11аге" так и переводится: призывать в свидетели.

Иной вопрос: как цитировать?

Не лучший способ — оглашать цитату наизусть. Она при этом в одно ухо влетает, из другого выскакивает.

Старое, мудрое правило риторики формулируется так: документ читается! Подготовьте аудиторию к необходимости услышать цитату, затем откройте свои записи и прочтите слово в слово даже тогда, когда вы этот текст помните, как таблицу умножения.

Однажды в моем присутствии А. А. Осипов проделал по ходу лекции такой эксперимент. Прочтя цитату, он вдруг спросил: "Как думаете, каким способом эти слова воссозданы у меня?" И, представьте, нашлись люди, которые сказали — правда, все по-разному: написано чернилами, напечатано на машинке, вырезано из книги и вклеено...

Увлеченная аудитория — об этом уже говорилось — многое видит вашими глазами. Любопытный феномен!

Документ читается — только при таком способе может быть хоть какая-то уверенность, что процитированная мысль зацепится, оставит след в памяти собравшихся.

Важно подчеркнуть: культура цитирования состоит в том, чтобы цитата воссоздавалась в безупречно точном соответствии с оригиналом. Это соответствие должно быть не только текстуальным, но и по- контексту, духу своему, по существу.

И уж как нечто совершенно естественное — на полях вашего мнемонического конспекта или в самом тексте выступления должна быть пометка: откуда данная цитата взята (автор, название произведения, год издания, страница). В необходимых случаях эти, как говорят профессионалы, реквизиты можно и нужно огласить в аудитории, слушающей цитату.

И наконец, последняя из наших пометок — время.

Чувство времени есть чрезвычайно важный элемент культуры ораторского труда. В. И. Ленин, к примеру, выступая, неизменно держал часы в руке. Если был установлен регламент, Владимир Ильич строжайше его придерживался и требовал того же от других.

Да, в публичной речи далеко не все измеряется сугубо астрономическими величинами. Но вместе с тем говорение без границ и берегов — зло.

У нас, к сожалению, нет специальных часов для говорящего человека, таких, какие, скажем, имеют шахматисты. Ведь при выходе на аудиторию нас интересует не время как таковое, а лишь его отсчет от момента начала речи. Практика выработала полезную рекомендацию: выходя на аудиторию, ставьте свои часы на 12.00. Одного взгляда на циферблат при этом будет достаточно, чтоб определить, какое количество времени вы занимаете внимание аудитории.

Рекомендуется прохронометрировать речь по этапам, сделать соответствующие пометки в тексте или конспекте (тут вам поможет магнитофонная запись: ее ведь можно гонять, выверяя сколько угодно раз).

Если в ходе выступления возникает потребность сократиться, опыт подсказывает: сокращайтесь в средине. Никто ведь не знает, что вы намеревались сказать сверх того, что сказали. Но состоялся ответ на "эмоцию ожидания" в начале и заключительный аккорд в конце. Все в порядке!

Часто спрашивают: какова оптимальная продолжительность публичной речи? Тут, как во многих иных случаях, вряд ли возможен однозначный ответ на все случаи жизни.

Мусульманское предание повествует, что однажды ночью пророк Мухаммед на быстром, как молния, коне Аль-Бураке объявился у престола Аллаха, был удостоен беседы и одним духом выпалил 99 тысяч слов. Верующие считают это великим чудом, в мусульманских странах отмечается даже соответствующий праздник — мирадж.

Конечно, это сказка. Ну а в реалии?

Известен такой факт. В начале двадцатых годов лидер турецкой буржуазно-демократической революции Мустафа Кемаль-паша Ататюрк произнес на сессии Великого Национального собрания очень толковую речь "Пути новой Турции". Он говорил на протяжении пяти заседаний, в общей сложности — 36 часов. Эта речь была издана у нас на русском языке в четырех томах.

Но и это, оказывается, не предел.

Недавно журнал "Новое время" рассказал о мировом рекордсмене среди католических краснобаев. Некий Дональд Томас из Бруклина (США) болтал с амвона без перерыва 93 часа! Правда, не сообщается, как на это реагировали слушатели...

Нам, конечно, надо исходить не из курьезов, а из живой, объективной пропагандистской практики.

В обществе "Знание" принято считать нормальной продолжительность лекции в 40-45 минут.

Хороший ориентир-максимум дает студенческая пара: 2х45=90 минут (это совпадение с амплитудой сверхдлинного человеческого биоритма и, наверное, потому воспринимается очень естественно).

Что до меня, то в результате многолетнего опыта я пришел к убеждению, что наиболее приемлемой для современной аудитории следует признать длительность ораторской речи где-то в пределах 70 минут. Во всяком случае все устные документальные книги "Лснинианы" сведены сейчас именно к такому метражу (время музыкальной увертюры, звучащей перед каждым моим выступлением, тут, естественно, не учитывается).

Допустимо ли более продолжительное выступление, скажем, на два астрономических часа? В принципе — да! Но надо помнить, что за пределами первых 60 минут вы переступаете некую физиологическую границу, за которой начинается утомление, а потом период так называемой отрицательной активности слушателей. Люди в этот момент готовы на любое самое экстремистское решение, лишь бы говорение прекратилось...

Преодолеть такой опасный момент можно только одним способом: взаимной увлеченностью. А она, эта увлеченность, создается знанием предмета, эмоциональностью изложения и ораторским мастерством, в частности, грамотным построением речи.


К началу |  Содержание  |  Назад