... На Главную

Золотой Век 2013, №11 (77).


ИГОРЬ ШВЕДОВ


ИСКУССТВО УБЕЖДАТЬ


БЕСЕДЫ О СОВРЕМЕННОМ КРАСНОРЕЧИИ

КИЕВ. ИЗДАТЕЛЬСТВО ЦК ЛКСМУ «Молодь», 1986 год.


БЕСЕДА ТРЕТЬЯ. КУЛЬТУРА ОРАТОРСКОГО ТРУДА.

Глава 6.

Параграф 1.


В конец |  Содержание  |  Назад

Возьмите" на заметку следующие четыре позиции: "темпоритм", "пауза", "цитата", "время". В каждой из них свои изюминки профессиональной ораторской культуры.

Темпоритм.

Мы с вамп уже однажды позволили себе довольно смелое обобщение: хорошая речь пестра, как жизнь. Но в чем, собственно, пестрота речи? Только ли в смене мыслей, тем, картин? Оказывается, нет. Привлекательность публичного слова, его особая музыкальность часто таятся в прихотливости ритмического рисунка.

Ритм есть форма движения материи. Он — владыка всей нашей жизни, мыслительной деятельности, здоровья. В ораторском деле темпоритм — могучее орудие воздействия на аудиторию!

Признано, что самая приемлемая скорость произнесения в современном русском и украинском языках—НО слов в минуту (что примерно соответствует двум машинописным страницам через два интервала).

Опытный оратор готовит свой речевой аппарат к безупречному произнесению слов со скоростью, значительна превышающей средний общепринятый уровень. Быстрая, темпераментная речь всегда привлекательна. Кроме того, есть места, которые надо, как говорят профессионалы, "пробросить", то есть, произнести, не акцентируя внимания.

Но еще важнее приучить себя говорить медленно. Пропускная способность человеческой психики не беспредельна. Чем труднее материал, чем сложнее складываются отношения с аудиторией, тем медленнее, а стало быть, внушительнее должна звучать ораторская речь.

Снижает скорость произнесения и увеличение громкости.

Раскалывают, например, что У. Черчилль в тех местах своих речей, где чувствовал слабость аргументации, ставил на полях две буквы: S, L ("slower, lander" — "медленнее, громче"). Прожженный парламентарий знал цену такой зависимости!

Древние риторы утверждали: "Спешит неуверенный". И заметьте, это мгновенно улавливается аудиторией.

Вообще для начала следует строго учитывать так называемый ситуативный контекст. В нашем случае это обозначает: о медленном говорить медленно, о быстром — быстро.

Пауза. (Речь, конечно же, идет о паузе психологической).

Вы умолкли, но общение с аудиторией продолжается — на самом утонченном, возвышенном уровне. Люди думают, переживают вместе с вами — не спешите разрушать такое состояние.

Мне всегда слышится какая-то тайна, волшебство в этом мгновении тишины, когда происходит чудо духовного единения множества людей. Такая тишина дороже бури оваций. Не каждый раз, но все-таки весьма часто нечто подобное происходит при исполнении концертной "Ленинианы". Замерший зал, взволнованные лица, кое-где влажные глаза... Чтобы как-то разрядить эту незабываемую атмосферу, я однажды с полной искренностью сказал и теперь всякий раз повторяю в финале: "Спасибо вам за эту тишину!.."

Существует даже мнение, что классность оратора определяется не столько качеством текста и его исполнения, сколько качеством пауз. Интересная мысль! Я даже слышал такую остроту: хорошая лекция — это то, что между паузами размышлений.

Возможно ли заранее спланировать паузу? Наверное. Опытный профессионал способен уже в замысле многое прогнозировать с достаточной степенью вероятности. Но я все-таки думаю, что пауза в речи это не столько сотворение разума, сколько проявление чувства. Она готовится всем строем материала, глубинным его освоением. Волнение в аудитории возникает только в ответ на искреннюю взволнованность оратора.

В этом — простая разгадка тайны.


К началу |  Содержание  |  Назад