... На Главную

Золотой Век 2012, №8 (62).


ИГОРЬ ШВЕДОВ


ИСКУССТВО УБЕЖДАТЬ


БЕСЕДЫ О СОВРЕМЕННОМ КРАСНОРЕЧИИ

КИЕВ. ИЗДАТЕЛЬСТВО ЦК ЛКСМУ «Молодь», 1986 год.


БЕСЕДА ТРЕТЬЯ. КУЛЬТУРА ОРАТОРСКОГО ТРУДА.

Глава 1.

Параграф 1.


В конец |  Содержание  |  Назад

Введение к третьей беседе

"Источник идейной убежденности советского человека — историческая правота нашего дела... Намеченная в теории великая цель, о которой мечтали поколения коммунистов, лучшие умы человечества,— уничтожение эксплуатации и угнетения,— давно уже стала реальностью советского общества... Важная задача идейно-воспитательной работы — добиваться того, чтобы революционная идеология и мораль рабочего класса, его коллективистская психология, интересы и взгляды определяли духовный облик всех советских людей. Пропагандируя успехи социализма, необходимо вместе с тем показывать пути преодоления трудностей, возникающих в процессе нашего развития".

Эти замечательные слова взяты из постановления Пленума ЦК КПСС (июнь 1983 года) "Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии". В них — концентрированное изложение сути всей нашей духовной жизни на современном этапе развития советского общества.

Деятельность оратора занимает в этой сфере общественного бытия в высшей степени заметное, почетное место.

Конечно, в искусстве красноречия, как вообще во всем, что касаемо творческого процесса, много непредсказуемого, не поддающегося формальной диагностике. Вместе с тем основные положения ораторского труда на всех его этапах, как вы, наверное, заметили, просматриваются весьма рельефно.

На протяжении первых двух бесед мы с вамп, читатель, в общих чертах уяснили, что собой представляет оратор в плане общественном и личном, как ему следует действовать и поступать, чтобы привлечь внимание аудитории, завоевать ее доверие и во всех случаях успешно сделать свое дело. Теперь самое время рассмотреть еще кое-какие проблемы, без разумной реализации которых трудно, а подчас и невозможно совершенствовать ораторское мастерство. При всей несхожести этих проблем, они, пожалуй, могут быть объединены понятием: "Культура ораторского труда".


Глава 1. Параграф 1.

Человек по самой своей природе — существо социальное. Усвоение этой простой истины -усвоение искреннее, глубинное, действенное — является важнейшим элементом формирования мыслящей личности.

Каждый из нас — продукт неисчислимо громадных общественных усилий. Известно ведь, что человек становится человеком только меж людьми и с помощью людей. Потому так естественно для всякого нормального представителя рода человеческого служить людям, активно участвовать во всем, чем живет людское общество в твое время.

В самом деле, чем бы каждый из нас ни занимался, наши слова, поступки, деяния неизбежно вписываются в общую картину современного мира. И столь же неизбежно, совершенно независимо от субъективных оценок самого человека, соответствуют—или не соответствуют!—нормам, требованиям, а в конечном счете и целям определенной социальной группы людей.

"Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя",— в этих словах В. И. Ленина поистине вся мудрость земного бытия. И если эта мысль безупречно точна вообще, то она во сто крат более верна по отношению к представителям "говорящих профессий".

По какой бы теме ни выступал советский оратор, в какую бы форму ни выливалось его сообщение, в основе основ здесь — сознательное служение делу нашей Коммунистической партии, делу прогресса всего трудящегося человечества. Именно это обстоятельство является стимулом нашей социальной активности, освещает дорогу каждому из нас в поисках путей совершенствования личного мастерства, формирует нашу индивидуальную методику работы в аудиториях.

На первый план при этом естественно выступают побудительные мотивы морального порядка, проблемы мировоззрения оратора, все то, что выражается в системе политических взглядов, убеждений и практических действий, все то, что В. И. Ленин именовал "политической культурой".


К началу |  Содержание  |  Назад