... На Главную

Золотой Век 2012, №7 (61).


ИГОРЬ ШВЕДОВ


ИСКУССТВО УБЕЖДАТЬ


БЕСЕДЫ О СОВРЕМЕННОМ КРАСНОРЕЧИИ

КИЕВ. ИЗДАТЕЛЬСТВО ЦК ЛКСМУ «Молодь», 1986 год.


БЕСЕДА ВТОРАЯ. ОРАТОР В АУДИТОРИИ.

Глава 5.

Параграф 3.


В конец |  Содержание  |  Назад

Живо помню, как поразила меня однажды простая мысль: в чем, собственно, отличие оратора от аудитории? Один и много? Но ведь это — чисто внешнее. А по сути? То, что я, оратор, говорю -аудитория слушает? Это непринципиально, сплошь и рядом наши роли меняются, скажем, в полемике. То, что я говорю стоя — аудитория слушает сидя? Тоже непринципиально, вполне допустим иной вариант: на митинге, к примеру, и говорящий, и слушающие стоят. Но есть принципиальное отличие. И заключается оно, как я полагаю, вот в чем: оратор — это человек, уже проделавший работу, необходимую для познания предмета; ту работу, которую еще н е проделала аудитория, желающая этот предмет познать.

Труд — вот важнейший критерий таланта в любом деле, в том числе и в искусстве оратора. "Вдохновение — гостья, которая не любит посещать ленивых",— говаривал Петр Ильич Чайковский, весьма, как известно, смысливший в подобных материях.

Лень физическая, духовная абсолютно не совместима с ораторским делом. Ленивого полузнайку современная аудитория бьет смехом. И поделом! Только как результат труда способно родиться лучшее, что есть в творчестве,— озарение, вспышка интуиции, вдохновение.

Все великие ораторы были прежде всего великими тружениками. Среди специалистов узаконено мнение, что лекторское дело по затрате энергии сопоставимо с трудом землекопа.

Застаньте себя полюбить этот труд — незаметный, каторжный, стороннему глазу невидимый, труд глубинного постижения предмета, совершенствования самого себя. И вы познаете, что есть на земле истинное счастье!

Древние всерьез приравнивали удачную публичную речь к подвигу на войне. Очень важно, чтоб и сегодня всякое наше публичное выступление становилось, если не подвигом, то хотя бы приметным событием. Очень важно, чтоб было именно так: событие духовного обогащения!

Мысль при этом снова возвращается к образу Ленина.

Вдумайтесь: Владимир Ильич умер, когда ему было неполных пятьдесят четыре года. В самом расцвете! А работал активно, жил как политический деятель он и того меньше. Самая первая из дошедших до нас работ Ильича — реферат на книгу одесского профессора Постникова о южнорусском крестьянском хозяйстве — была создана весной 1893 года. А самое последнее сочинение — статья "Лучше меньше, да лучше" — закончено диктовкой 2 марта 1923 года. Гляньте, стало быть: весна 93-го — весна 23-го. Между началом и концом его литературно-общественной деятельности — тридцать лет. Я подсчитал: около одиннадцати тысяч дней.

И какие это были годы! Свержение самодержавия, создание в России партии большевиков, три революции, гражданская война, гигантские преобразования в огромной разоренной стране, создание всемирного движения коммунистов, выстрелы в спину, предательства бывших друзей... А в личном плане: потери близких, аресты, ссылки, пятнадцать лет эмиграции... И на этом фоне — непрерывный титанический труд.

В последнем пятидесятипятитомном Полном собрании сочинений В. И. Ленина опубликовано девять тысяч работ. Еще около тысячи произведений помечено, как неразысканные. Прикиньте, в среднем почти на каждый день жизни Ильича в зрелые годы приходится либо статья, либо письмо, либо книга, либо речь. И это наряду с невообразимо громадной общественной и государственной деятельностью.

Для Ленина литературная работа, труд оратора являлись ничем иным, как естественной составной частью его напряженной интеллектуальной жизни. Надо ли удивляться, что всякое его публичное слово сразу же становилось историческим событием!

"Ergo!" Во все времена было так: собравшиеся предоставляют выступающему главную роль и законно хотят, чтобы он этой роли соответствовал.

Нет инструмента, чтобы измерить так называемую обратную связь в системе "оратор — аудитория". Но каждый из нас, выступая, способен почувствовать и дать себе отчет: было потрясение или нет, сдвинулось что-то в мозгах слушателей в результате твоего выступления или зал остался холодным и равнодушным.

Успех в аудитории нельзя вымолить или украсть. Его можно только завоевать.

Современная аудитория не сосуд, который надо наполнить, а все-таки факел, который надо зажечь. Самая холодная, самая недоверчивая, скептичная публика усаживается слушать оратора, в конечном счете для того, чтоб быть им побежденной.

Аудиторию устраивает только победа оратора. Только победа! И аплодисменты тут — за мужество, за силу духа, за знания, за проделанный труд — за победу!

Но заметьте при этом: победа есть, а побежденных нет. Ибо такова счастливая особенность современной советской аудитории: наши люди искренно воспринимают триумф оратора-ленинца, как свою собственную общую радость.

Есть победа, но нет побежденных. От победы оратора-ленинца выигрывают все.

В этом, кажется, и состоит главное чудо того непростого дела, которым мы занимаемся каждый день и которое называется у нас гордо: ленинский стиль пропаганды!


К началу |  Содержание  |  Назад