... На Главную

Золотой Век 2012, №3 (57).


ИГОРЬ ШВЕДОВ


ИСКУССТВО УБЕЖДАТЬ


БЕСЕДЫ О СОВРЕМЕННОМ КРАСНОРЕЧИИ

КИЕВ. ИЗДАТЕЛЬСТВО ЦК ЛКСМУ «Молодь», 1986 год.


БЕСЕДА ВТОРАЯ. ОРАТОР В АУДИТОРИИ.

Глава 4.

Параграф 3.


В конец |  Содержание  |  Назад

Методическая истина, стало быть, лежит в такой плоскости: накопление и организация материала проводится с пером в руках и выливается в форму мнемонического конспекта. А сотворение самой речи должно непременно состояться непосредственно в аудитории — способом говорения!

Цицерон не кривил душой, когда говорил, что перо — лучший и превосходнейший наставник красноречия. Расхаживая по своему роскошному дому, уставленному всякого рода заморскими редкостями, Марк Туллий попросту монтировал ранее вразброс записанный материал в своеобразный мнемонический конспект. Только создавал он этот конспект мысленно, в памяти своей. Кстати, эта процедура мысленного конспектирования проделывалась Цицероном и в тех случаях, когда будущая речь была им предварительно написана от начала до конца.

Мнемонический конспект может быть писаным или зафиксированным в памяти, пространным или кратким — не принципиально. Все зависит от ваших возможностей и природных данных. Важно лишь осознать, что без углубленной проработки материала надеяться на рождение стоящей мысли в аудитории — напрасный труд.

Из хрестоматийной ораторской практики известен эпизод, когда знаменитый русский дореволюционный адвокат Федор Плевако, готовясь к важному судебному процессу, разработал восемь вариантов защитительной речи, а в суде произнес девятый, рожденный экспромтом, и блестяще выиграл процесс. Обычно этот случай упоминают, когда хотят проиллюстрировать силу ораторской импровизации. А я думаю об ином. Я убежден, что девятый вариант речи Плевако потому и получился столь результативным, что ему предшествовало восемь разработок, одна обстоятельнее другой.

Вдумайтесь в это соображение!

Может быть, не каждое ораторское выступление предусматривает необходимость такой длительной, многоступенчатой подготовки. При всех обстоятельствах, однако, мнемонический конспект нужен в первую очередь. Дело, конечно, кропотливое, трудоемкое. На это надо идти совершенно сознательно: уж больно много преимуществ дает выступающему хорошо составленный и тщательно проработанный конспект!

Вся речь у вас перед глазами. Можно выверить каждую позицию, просмотреть логику доказательств, выделить главное, найти единство частностей... Создаются те самые крупные тематические блоки, что—помните? -- заранее заготавливаются в ходе познания предмета и потом отлично служат при конструировании речи-экспромта в аудитории.

И не только речи-экспромта. У нас широко практикуется рассылка так называемых инструктивных докладов. Это очень хорошая, я бы даже сказал принципиально важная практика. Партийные комитеты, директивные органы справедливо заботятся, чтоб не было произвольных разночтений в истолковании основных, определяющих положений советского законодательства, норм нашей партийной и государственной жизни.

Как чаще всего поступают на местах? Берут та кой инструктивный доклад и оглашают его на собрании. Право, это не лучший вариант. Сама идея, как я думаю, в другом. Ведь с докладом должен выступать не чтец, а активный проводник, истолкователь, защитник общественно значимой точки зрения.

Инструктивный доклад — база для построения вашей собственной речи. В этом, пожалуй, суть.

Должно быть, конечно же, порекомендовано глубокое, органическое освоение такого документа.

Да, надо на него опираться; да, надо его ведущие положения тщательно выписать и внятно огласить. Но в целом по затронутым проблемам следует говорить от себя, переложив, по возможности, общие истины на язык фактов и примеров, близких той аудитории, которая вас слушает.

А сделать это вам опять-таки поможет толковый мнемонический конспект.


К началу |  Содержание  |  Назад