... На Главную

Золотой Век 2012, №1 (55).


ИГОРЬ ШВЕДОВ


ИСКУССТВО УБЕЖДАТЬ


БЕСЕДЫ О СОВРЕМЕННОМ КРАСНОРЕЧИИ

КИЕВ. ИЗДАТЕЛЬСТВО ЦК ЛКСМУ «Молодь», 1986 год.


БЕСЕДА ВТОРАЯ. ОРАТОР В АУДИТОРИИ.

Глава 4.

Параграф 1.


В конец |  Содержание  |  Назад

Раздумья над взаимоотношениями оратора и аудитории рано или поздно упираются в вопрос, на первый взгляд, давно и вполне выясненный: надо ли предварительно писать и предварительно редактировать свою будущую речь?

Все без исключения методические пособия от сотворения мира до наших дней отвечают на этот вопрос однозначно: да, надо писать, да, надо редактировать. Цицерон, великий Марк Туллий Цицерон утверждал: "Перо — лучший и превосходнейший творец и наставник красноречия".

В конце концов, даже по чисто формальным структурным признакам ораторская речь принадлежит к письменной разновидности литературного языка. О чем тут, казалось бы, толковать?

При внимательном рассмотрении, однако, проблема эта не выглядит такой уж бесспорно решенной. (Достаточно вспомнить, к случаю, что сам Цицерон в ходе изложения речи ни в какие пометки не заглядывал).

В наше время, я полагаю, лучший наставник говорящего человека не перо, а магнитофон. Записывайте свои выступления, слушайте и анализируйте. (Делать это надо, конечно же, наедине, без посторонних, чтобы ничто не мешало быть абсолютно честным с самим собой. Запись должна стать не обвинительным актом в ваш адрес, а инструментом совершенствования). Ручаюсь, ни один самый придирчивый рецензент не отхлещет вас так, как это сделает ваш собственный голос на магнитофонной пленке. Это учитель беспощадный, но крайне результативный!

Магнитофон должен стать в буквальном смысле настольным прибором грамотного профессионала-оратора.

И еще одно соображение, к которому рано или поздно приводит опыт: написанное трудно монтировать. Работал, смаковал, искал мостики, связки — привык! В муках родилось нечто реальное, ощутимое, живое. Как по этому живому ударить ножницами?.. Неизбежно начинаются подчистки, компромиссы... Не годится! На очень важном этапе, когда формируется материал будущей речи, надо, по-видимому, как можно дольше сохранять отношение к этому материалу как к своеобразному мыслительному пластилину: чтоб любую деталь, любое положение можно было при надобности изъять, переставить, преобразовать...

Я вообще не верю, будто возможно в один присест сочинить за письменным столом блестящую речь! Не верю! С пером в руках это почти никогда не удается. А вот произнести экспромтом блестящую речь — после соответствующей подготовки, разумеется! — это возможно, такое бывает. И тут уж не зевай! Опытный оратор с величайшей тщательностью фиксирует все то неповторимое, что рождается в минуты общения с аудиторией. Из подобных "горячих кирпичиков" и сотворяется шаг за шагом индивидуальное мастерство публичного говорения.

Вообще ведь так до конца и не выяснено, что в нашем деле первично: слово устное или письменное.

Многозначительная подробность, на которую часто указывают люди, близко знавшие В.И.Ленина: у Владимира Ильича была потребность тихонько проговаривать (как выражалась Н. К. Крупская — "проварчивать") каждую фразу своих статей и книг перед тем, как фиксировать ее на бумаге. Не отсюда ли поразительная "читабельность" ленинских текстов? Ведь любой абзац из любого сочинения В. И. Ленина может быть легко воспроизведен вслух. Он сразу же приобретает живую интонационную окраску, наполняется взрывной эмоциональной силой.

Немало типографски изданных шедевров научной мысли имеют в своей основе звучащую речь. Всемирно знаменитые книги К. А. Тимирязева, "Жизнь растений", Майкла Фарадея "История свечи", многие современные учебники — это ведь записи лекций.

Кстати, книга, которую вы сейчас держите в руках, сооружена точно таким же способом: вначале она долгие годы существовала и отрабатывалась в виде лекционного курса.

Словом, в ответе на вопрос, надо ли свою будущую речь предварительно писать и редактировать, жизнь явно подсказывает необходимость искать нестандартных подходов — на уровне вполне реальных практических требований.

Думаю, это не только мое ощущение.

Александр Довженко любил задавать друзьям шутливый вопрос: "Что такое телеграфный столб?" И вполне серьезно отвечал: "Телеграфный столб — это хорошо отредактированное дерево".

Речь не может быть телеграфным столбом. Родившись продолжением жизненной позиции оратора, она и пестра, как жизнь. Талантливое ораторское произведение принципиально многотемно и разностильно. Более того, наш ум ждет от публичного выступления именно цветистой яркости, разнообразия, пестроты. Весь вопрос лишь в том, чтобы разумно организовать пестроту.


К началу |  Содержание  |  Назад