... На Главную

Золотой Век 2011, №4 (46).


ИГОРЬ ШВЕДОВ


ИСКУССТВО УБЕЖДАТЬ


БЕСЕДЫ О СОВРЕМЕННОМ КРАСНОРЕЧИИ

КИЕВ. ИЗДАТЕЛЬСТВО ЦК ЛКСМУ «Молодь», 1986 год.


БЕСЕДА ВТОРАЯ. ОРАТОР В АУДИТОРИИ

Глава 2.

Параграф 1.


В конец |  Содержание  |  Назад

...Известна неопровержимая, на первый взгляд, мудрость древних: "Finis coronat opus" — "Конец — делу венец".

В говорении наоборот: всему венец начало!

Замечено, что публичная речь выигрывается или проигрывается в первые три-пять минут.

Здесь, видимо, дает себя знать общефизический "закон края". Мы уже говорили, что при любом публичном выступлении взаимодействуют излучатель— говорящий человек и приемник—аудитория. Именно в момент соприкосновения этих двух частей системы, на стыке, возникают, судя по всему, наивысшие потенциалы "эмоции ожидания". До финала-то речи надо еще дойти! И вот генеральный тактический вопрос ситуации — двинуться вместе с вами или остаться при своих мыслях! — это слушатель решает для себя в первые минуты после ораторского выхода.

"Всему венец начало" — возьмите на заметку эту очень давнюю профессиональную истину.

Ломоносов в своем сочинении "Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоре-чия" (1743 год) сформулировал восемь возможных вариантов вступительной части речи. Сегодняшняя практика значительно расширяет такие возможности. Но основной совет Ломоносова по отношению к началу остается в силе: "Чем короче, тем лучше".

...В Киеве еще совсем недавно жил и работал интереснейший человек, один из руководителей Института экспериментальной фонетики Академии наук УССР Леонид Андреевич Близниченко. К нему, впрочем, относились по-разному: кто пожимал плечами, кто признавал... Я хорошо знал Близни-ченко, изучал по его методу и под его руководством английский язык, писал о нем в "Советской культуре", очень его уважал. Был это оригинальный ум, мужественный, одаренный исследователь, очень красивый внешне — большой, шумный, элегантный, сын старого большевика, сам — преданный ленинец... Видный был человек!

Близниченко много лет потратил на разработку гипнопедии, что в просторсчьи трактуется как обучение во сне; но если быть точным, это — методика ввода и закрепления информации в памяти человека во время естественного сна. Последняя работа Леонида Андреевича, оставшаяся незавершенной (она должна была стать его докторской диссертацией), тоже посвящалась тонкому делу: проблемам "внушаемой речи". Мы все время что-нибудь друг другу внушаем — в семье, на производстве, по радио и телевидению, в прессе... Общество без этого не может. Так вот, размышляя о начале внушаемой речи, Близниченко выработал специальный термин — он, пожалуй, несколько неблагозвучен в обывательском смысле и отнюдь не безупречен, но как тезис дальнейшего разговора представляет интерес. Близниченко утверждал: задача всякого вступления в публичную речь заключается в том, чтобы "расшатать волю аудитории". Он советовал: как можно скорее создавайте "проблемную ситуацию". Берите быка за рога; начинайте сопоставлять факты, думать, действовать, спорить. Вовлекайте в этот процесс аудиторию — современный человек охотно включается в такую игру ума. (Легко заметить, что речь здесь идет не о том, чтобы волю аудитории "расшатать", а напротив, чтобы ее сконцентрировать, организовать, направить в нужное русло).

Широко известный в 60-е годы лектор-атеист Александр Александрович Осипов говаривал так: "Дайте мне аудиторию на десять минут, все остальное сделаю я сам". Уверенность профессионала! И действительно, с первых же слов Осипова слушатели оказывались как бы завороженными глубиной мысли, эрудицией, необыкновенной красотой и благородством слога, интонации. А главное — точностью, остротой постановки проблем. Когда выступал Александр Осипов, в зале не было равнодушных.


К началу |  Содержание  |  Назад