... На Главную

Золотой Век 2010, №9 (39).


ИГОРЬ ШВЕДОВ


ИСКУССТВО УБЕЖДАТЬ


БЕСЕДЫ О СОВРЕМЕННОМ КРАСНОРЕЧИИ

КИЕВ. ИЗДАТЕЛЬСТВО ЦК ЛКСМУ «Молодь», 1986 год.


БЕСЕДА ПЕРВАЯ. ОРАТОР.

Глава 3.

Параграф 3.


В конец |  Содержание  |  Назад

Меня, помню, буквально потряс крохотный эпизод. Уже в наши дни, в 1948 году, умирает жена Г. М. Кржижановского, в прошлом известная деятельница "Союза борьбы" Зинаида Павловна Невзорова-Кржижановская. В тот страшный для себя день Глеб Максимиллианович (ему было 76 лет) посвящает жене, другу, единственной вечной любви своей, величавые стихи:


Искали судеб мы решенья

Вдали от мелкой суеты,

Сил не жалели для ученья

У мудрых мира —

Я и ты.

Нам вне борьбы не стало жизни.

Дороги паши не просты.

Все отдали своей Отчизне.

Так поклялись мы —

Я и ты.


Какая жизнь за этими стихами, какой высокий строй ума! Какая красота и благородство отношений! Да подарит судьба людям, читающим эти строки, счастье хоть когда-нибудь соприкоснуться с чем-то подобным!

Это и есть основное оружие оратора-ленинца: неотразимая власть духовной чистоты. Оно безотказно обеспечивает высокую степень влияния в аудитории. Обладать таким оружием дано только людям идейным, целеустремленным, сурово беспощадным к самим себе.

Мы с вами -- пропагандисты сильного, чистого, нравственно здорового мировоззрения. Отсюда и наша бескомпромиссность требований.

Дочь или сын своего времени — человек идейный, страстный, темпераментный, умный, знающий предмет, всей жизнью заслуживший нравственное право на его изложение; человек правдивый, отважный, беспокойный, красивый духом; политик, способный во всех случаях мыслить в государственном масштабе,— вот что такое современный пропагандист, педагог, руководитель, современный оратор с нашей общесоветской точки зрения.

Только таким людям по плечу справиться в полной мере с теми задачами, которые сама жизнь поставила сегодня перед нашим советским обществом и которые с такой полнотой изложены постановлениями Центрального Комитета КПСС в прекрасной и высокой формуле: эффективность и качество идеологической работы.

И, наконец, третье требование к оратору, безусловно, ощущаемое в каждой современной аудитории. Оно состоит из одного слова: уметь!

Уметь задумать публичную речь. Уметь ее сконструировать. Уметь произнести. Уметь заставить себя выслушать. Уметь оставить след.

Мысль Ленина — ее часто цитируют, тем не менее есть потребность заново вдуматься в глубинный смысл этих замечательных слов: "Искусство всякого пропагандиста и всякого агитатора в томи состоит, чтобы наилучшим образом повлиять..." (Почему-то это слово обычно читают походя. А ведь в нем — суть вопроса!) "...повлиять на данную аудиторию, делая для нее известную истину возможно более убедительной, возможно легче усвояемой, возможно нагляднее и тверже запечатлеваемой".

Если в основе вашего выступления нет страстного желания повлиять, что-то изменить в умах слушателей, в чем-то убедить их, чем-то увлечь, то, право же, нет смысла предоставлять вам аудиторию.

Мне могут возразить: на практике далеко не все так просто и однозначно. Согласен. Жизнь сложна и действительно не умещается в готовые формулы.

Но нельзя не обратить внимание на такой общеизвестный факт: В. И. Ленин, который лучше других понимал сложность постановки пропагандистского дела в двадцатые годы, никогда не называл пропаганду, скажем, "тяжким трудом". Зато Владимир Ильич часто и охотно сопоставлял пропаганду с искусством.

Потому что все то, что мы делаем, выступая публично в аудиториях, — это искусство. Искусство высокое, умное, трудное... Искусство, если хотите, изначальное. Искусство всех искусств.

...Еще люди жили в пещерах и ходили в звериных шкурах, а уже тогда возникла жадная потребность кого-то в чем-то убедить, кому-то что-то доказать, увлечь, утащить за собой. И уже тогда родилось, утвердило себя средство убеждения, могущественное орудие духовной власти над массами людей: искусство проповеди идеала.

Как-то так случилось, что даже сам термин "проповедь" мы беспечно оставили церковникам. А между тем проповедь как вид человеческой деятельности никогда прямого отношения к богу не имела. Классический период расцвета риторики вообще не знал религиозного проповедничества. Церковь позднее присвоила, украла это тысячелетиями отработанное искусство. В принципе проповедь всегда была страстным словом человека к человеку, способом передать окружающим свое понимание блага, сотворить в аудитории некий идеал, доказать его привлекательность, непреходящую ценность, сопоставить с этим идеалом жизнь. И на основе такого сопоставления — убедить, увлечь, повлиять! И, конечно же,— собрать сторонников, укрепить их дух, энтузиазм, веру в правоту дела!

Ленин это прекрасно понимал: "Мы шли к крестьянину с проповедью, и эта проповедь все больше и больше привлекала к нам крестьянина".

Или перечитайте знаменитый "Проект заявления редакций "Искры" и "Зари". Начало века, 1900 год. Небольшое по объему, это сочинение Ильича заканчивается следующей фразой: "Пора уже выйти на дорогу открытой проповеди социализма, на дорогу открытой политической борьбы". "Проповедь" и "борьба" — два понятия вместе. Мудрец как бы хотел передать нам, потомкам, свое ощущение если не идентичности, то глубокой их взаимозависимости: проповедь социального идеала и политическая борьба — одно без другого не существует.

Когда мы говорим: главное в любом выступлении современного оратора есть пропаганда советского образа жизни, то, конечно же, осознаем, что утверждение наших социалистических идеалов есть сегодня острейшее, самое верное, самое надежное оружие идеологической борьбы в глобальном масштабе.


К началу |  Содержание  |  Назад