... На Главную

Золотой Век 2010, №4 (34).


ИГОРЬ ШВЕДОВ


ИСКУССТВО УБЕЖДАТЬ


БЕСЕДЫ О СОВРЕМЕННОМ КРАСНОРЕЧИИ

КИЕВ. ИЗДАТЕЛЬСТВО ЦК ЛКСМУ «Молодь», 1986 год.


БЕСЕДА ПЕРВАЯ. ОРАТОР.

Глава 1.

Параграф 4.


В конец |  Содержание  |  Назад

Потребность в публичном говорении рано или поздно ощущает едва ли не каждый из нас. Как правило, это обрушивается внезапно: завтра семинар; вы вызваны с докладом; готовится собрание, где вам надо выступать; предстоит ваша лекция; просто явилась потребность отстоять свою точку зрения... Человек лихорадочно ищет- с кем бы проконсультироваться? Кто бы подбросил парочку толковых советов, наставлений?.. Время не ждет! Рыться в книгах некогда. Счастливые откровения нужны немедленно, сейчас, причем в самой категорической форме!.. Теплится обнадеживающая мысль о том, что нынче во всех областях жизни интенсифицируется труд. А вдруг и тут возможно все решить по принципу раз-два — и готово?! Наконец, исчерпав все подручные возможности, знакомства, связи и не найдя подходящего пророка, человек задает себе вопрос: а где у нас вообще обучают такому полезному делу, как публичное говорение? И обучают ли?..

Отметим сразу не так уж пуста в этом смысле наша нива. На Украине, к примеру, в рамках общества "Знание" действует стройная система подготовки и переподготовки лекторов. Одних только методических кабинетов в республике — более 600. Читаются спецкурсы в вузах, работают семинары, школы молодого лектора, справочно-инфор-мационные центры, проводятся научно-практические конференции. При Киевском государственном университете имени Т. Г. Шевченко открыт факультет подготовки лекторов-методистов высшей квалификации по различным отраслям знаний. В ряде киевских школ имеется интересный опыт создания лекторских кружков для старшеклассников. В других городах республики действуют факультеты лекторского мастерства при народных университетах культуры и даже собственно университеты ораторского искусства с двухгодичным сроком обучения. Вошло в традицию проведение республиканских ораторских конкурсов среди студенчества, рабочей и сельской молодежи. С недавних пор для победителей этих конкурсов учреждена постоянно действующая школа молодого оратора. Всякий, кто интересуется живым словом, может сегодня без особого труда собрать дома прекрасную библиотеку — на эти темы у нас в стране издается много весьма толковой литературы.

Но есть в проблеме обучения искусству говорить публично некий нюанс, который, как мне кажется, надо взять во внимание прежде всего.

...Был такой писатель Корней Чуковский — знаток языка Некрасова, переводчик Уитмена, автор популярных книжек о детях и для детей. Много ездил, много видел, умел интересно рассказать об увиденном. У нас, как известно, на встречи с писателями валом валит народ, задается много вопросов. Так вот у Корнея Ивановича обнаруживалось при этом потешное обыкновение: в затруднительных случаях он легонько почесывал у себя за правым ухом и почему-то именно таким образом находил замечательно удачные ответы. Однажды, рассказывают, некая экзальтированная дама спросила его из зала: "Дорогой Корней Иванович, скажите, пожалуйста, как повысить качество своего языка?" Корней Иванович был тонким стилистом, он разгадал, что именно таится за этим коряво сформулированным вопросом, почесал у себя за правым ухом и нашел следующий ответ: "Ничего нет проще,— сказал он.— Чтобы повысить качество своего языка, нужно повысить качество своего интеллекта". Только и всего!

Да, конечно. Язык — явление вторичное. Лишь только то, что накоплено в извилинах серого вещества нашего мозга, может, по-справедливости, стать материалом для построения языковых конструкций. А если там ничего не накоплено? А если там, как любят шутить школьники, одна извилина и та прямая?!.

...Всеевропейский плут Талейран — не будучи, впрочем, оригинальным и перефразируя древних авторов,— бросил как-то фразу, которая дошла до нас: "Язык мне дан для того, чтоб скрывать свои мысли". Современная практика порой сообщает этой дипломатической увертке вполне противоположное толкование. Иной оратор входит в аудиторию, обрушивает на нее потоки слов только затем, чтобы в этом потоке утопить, замаскировать полное отсутствие собственных мыслей. Прикиньте, положа руку на сердце: так ли уж редка подобная ситуация?

Бытует отвратительное обывательское выражение: "хорошо подвешен язык". (Взяли старую французскую остроту, перевели на "нижегородский" и пользуемся). Так вот, практика многих записных говорунов убедительно свидетельствует: какой бы длины язык ни подарила природа, но если говорение не сдобрено чем-то иным, то получается сотрясение воздуха, пустая болтовня.

Умный человек нынче в цене! Замечали?..

Ум человеческий стал дефицитом! И не потому, что ума мало. А потому, что ушло время, когда можно было что-то делать спустя рукава. Да, я думаю, его и не было никогда, такого времени. Просто по бедности нашей мирились... А теперь мириться нельзя! Выходит Советская держава на мировой уровень по всем параметрам. Куда ни кинь, везде нужен умный, толковый, дельный работник.

И люди вдруг обнаружили: нынче не так-то просто прослыть умным человеком! Вдумайтесь: девять десятых ученых, когда-либо живших на планете Земля,— наши современники. Объем человеческих знаний — весь объем от сотворения мира до наших дней,— говорят, удваивается каждые 8—9 лет. Есть области знаний, объем которых удесятеряется чуть ли не ежегодно...

Век научно-технической революции! Впрочем, грядущим поколениям наверняка достанется еще более стремительный прогресс. У цивилизации обратной дороги нет.

А теперь вопрос: как в этих условиях обучать ораторскому искусству, обучать, в конечном счете, интеллекту? Я, например, не представляю себе некий человеческий инкубатор, куда можно бы брать всех подряд, в том числе и олухов, делать им какие-то стимулирующие инъекции и выпускать замечательно красноречивыми Цицеронами. Такого не было, нет и быть не может! Ибо в искусстве публичного говорения более чем в любой иной области человеческой деятельности, решающим является следующий фактор: здесь каждый совершенствует себя!

Да, собственно, это ведущий принцип всякого серьезного обучения.

Смотрите, как мудр наш язык! Сам по себе глагол "учиться" обозначает ведь не обучение кого-то постороннего, а прямо указывает: обучать себя!

Нас нынче тревожит целый комплекс проблем так называемого "непрерывного образования". Это — обучение после вуза. Оказалось, что специалист с дипломом обязан уметь в полном смысле слова каждодневно обучать сам себя — настойчиво, непрерывно, всю жизнь! Чтоб не обрасти мхом, не выпасть из процесса, не отстать.

Научить учиться — не здесь ли основной смысл современного образования? Специалисты все активнее ведут поиск в этом направлении...

В обучении искусству публичного говорения такое глубоко личное, действенное нравственно-этическое начало улавливается особенно четко. Я даже склонен думать, что этому делу нельзя научить, но ему можно научиться, если хорошо захотеть. Успех тут явно определяется настойчивым стремлением совершенствовать себя. И пусть это будет первым нашим резюме.

В старину один умный человек сказал так: "Коня можно привести к водопою, но пить конь должен сам".

Осознать сложность, глубину, величие задачи, которую ты, выходя говорить публично, взваливаешь на свои плечи. Выверить с максимальной требовательностью: готов ли я к этому виду деятельности? А если не готов пока, то что надо сделать сегодня, завтра, на протяжении ближайших месяцев, лет для того, чтобы быть готовым? Уяснение этих категорий, безусловно, является прежде всего делом совести самого оратора.

Еще Чехов как-то писал в заметке "Хорошая новость" по поводу лекций профессора Грановского об ораторском искусстве: "В сущности, ведь для интеллигентного человека дурно говорить можно бы считать таким же неприличием, как неумение читать и писать".

Полагаю, что эта мысль Антона Павловича сегодня для нас жизненна и актуальна, как никогда.

Предвижу реакцию. "Вот так открытие! — скажет обескураженный читатель.— Я взял эту книгу, чтобы поучиться красноречию, а меня для начала уверяют, будто я сам себя должен готовить в Цицероны. Абсурд какой-то... Да если бы я это умел, зачем бы мне читать методическую литературу?"

Дайте, однако, себе труд проследить дальше за ходом размышлений.


К началу |  Содержание  |  Назад