... На Главную

Золотой Век 2010, №3 (33).


ИГОРЬ ШВЕДОВ


ИСКУССТВО УБЕЖДАТЬ


БЕСЕДЫ О СОВРЕМЕННОМ КРАСНОРЕЧИИ

КИЕВ. ИЗДАТЕЛЬСТВО ЦК ЛКСМУ «Молодь», 1986 год.


БЕСЕДА ПЕРВАЯ. ОРАТОР.

Глава 1.

Параграф 3.


В конец |  Содержание  |  Назад

Свершилось, стало быть, великое событие: нынче мы все грамотны; каждая четвертая книга планеты издается в Советском Союзе, наша страна — самая читающая в мире. Всего этого не смеют отрицать даже лютые наши недруги.

И вот именно тут, в строгом согласии с диалектикой, обнаружилось, что без живого слова нам с вами, просвещенным людям, обойтись никак нельзя. Никак! Выяснилось, что отнюдь не все потребности человека возможно загнать в консервы мыслей. Это очень удобная штука — консервы мыслей!

Мысль, записанная, остановленная на бумаге, в камне, в металле, на полотне — ее легко хранить, легко раздавать друг другу, легко забывать! "Verba Volant, scripta mament", — говорили латиняне. "Сказанное улетает, написанное остается".

Остается. Да в каком виде?! Люди давно заметили: что-то очень важное, бесконечно дорогое человеческому сердцу уходит при записи мыслей, умирает.

Ведь живое человеческое слово издревле выполняло не только утилитарную функцию: нести информацию! Нет! В слове человеческом всегда улавливалась некая тайна — магическое, как выражались в старину, сакраментальное действие, какое-то странное чудо.

Что представляют собой, в сущности, слова, которые мы произносим в аудитории? Их ни поймать, ни увидеть, ни отведать на вкус. Никаких, казалось бы, физических параметров: ни объема, ни температуры, ни веса, ни цвета, ни запаха, ни напряжения. Так — сотрясение воздуха! Но людям хорошо известно, что это вроде бы неосязаемое нечто — слово! — оказывает на нашу жизнь самое прямое воздействие.

Великий лекарь древности Авиценна говорил так: "Три орудия есть у врача — слово, растение и нож". Слышите, слово на первом месте!

Слово лечит, слово ранит! Словом "люблю" начинается человеческая жизнь, и обрывается она всегда на полуслове... В каком только качестве ни проявляло себя слово на долгом и трудном пути человечества! Оно было колдуном и утешителем, насмешником и палачом, величайшим обманщиком и рыцарем правды!.. Порожденное жизнью, слово наше странно и таинственно, как сама жизнь!

Одно-единственное слово порой делает человека могущественным, сильным, непоколебимым. Одно-единственное слово уничтожает человека, втаптывает его в грязь!.. С помощью слова мы познаем весь окружающий мир — многоликий, сложный, необъятный; познаем свое прошлое, настоящее; чудо— заглядываем в будущее!.. С помощью слова нам становятся доступны категории, совершенно неподвластные органам чувств: подробности микромира, существование материи на атомарном уровне, беспредельные объемы вселенной... Наконец, с помощью слова мы с вами, люди — животные вида "гомо сапиенс" (человек разумный),— мы с вами с помощью слова производим действие, которое, кажется, единственное принципиально отличает нас от всего остального животного мира: с помощью слова человек познает себя. Наследует опыт предшествующих поколений не бесконечно долгим генетическим путем — поди-ка, дождись, пока мутация закрепится! — а стремительным, уложенным в размер жизни одного поколения, путем социальным! Вот этого ни одно живое существо, кроме человека, делать не умеет.

Из неоглядной дали веков пришло к нам уважение, если хотите, суеверное преклонение перед могуществом живого слова. Не будучи в силах объяснить его природу, древние полагали слово чем-то всевластным, прямо соотносили его с космосом, основой всего сущего. "Вначале было Слово",— самоуверенно написал безымянный автор библейского евангелия "От Иоанна". "А жаль, что не мысль",— ядовито парирует современный остряк, достоверно знающий, что в действительности сотворение мира было вовсе не таким наивно-простодушным.

Должны были оставить свой след на Земле неисчислимые тысячелетия беспощадной эволюции жизни; двуногое существо выделилось среди млекопитающих, стало человеком, трудясь, мучительно накапливая опыт, научилось говорить... Библия зафиксировала сказку! В начале всех начал было Дело! Слово явилось потом. Сотворение Человеком, обращенное к Человеку, оно верой и правдой служит Человеку во всех его сложных человеческих свершениях.

"Слово тоже есть дело",— вот гениальная формула! Она принадлежит величайшему из мудрецов земли Владимиру Ленину. С нее, пожалуй, и надо начинать любой серьезный разговор о красноречии.

Установлено и доказано: современный житель Советской страны львиную долю информации об окружающем мире — притом, обратите внимание, информацию наиболее для себя существенную! — получает на слух. Раньше, еще каких-то 40—50 лет назад, полагали, что основным информатором являются глаза. Называлась даже цифра: до 85 процентов сведений накапливалось зрительно. Сегодня, судя по всему, мы глаза не разгрузили, но до предела загрузили ухо: радио, телевидение, телефон, грамзапись, собрания, лекции, экскурсии, разговоры...

У нас существует великое множество людей, для которых умение хорошо говорить — не только приятная добавка к основной специальности, но и прямая профессиональная необходимость. Учитель. Врач. Работник культуры. Журналист, деятель правосудия, армейский командир и политработник. Люди массовых профессий, торговли, сферы обслуживания. Армия пропагандистов, к которой мы с вами, читатель, имеем честь принадлежать...

Нашей партией провозглашен ныне комплексный подход в сфере идеологической и воспитательной работы: формирование наиболее благоприятной идейно-нравственной атмосферы в трудовом коллективе, умение повседневно, ежечасно увязывать теорию и практику, поэзию и прозу... В таком комплексе воздействия на душу человека — а без этого воздействия нет воспитания! — значение живого слова становится поистине решающим.


К началу |  Содержание  |  Назад