... На Главную

Золотой Век 2007, №1 (1).


Иван Постников


ВОСПОМИНАНИЯ И ЭССЕ

В конец |  Предыдущая |  Следующая |  Содержание  |  Назад

Приводится по изданию


И.М. Постников.
Воспоминания и Эссе.

стр. 85-92.


В книге впервые опубликованы автобиографические заметки известного ученого-электротехника, чл.-корр. АН УССР, проф. И.М. Постникова 1906-1990), охватывающие период с 1920-х по 1980-е гг.
Особый интерес вызывают его литературно-философские эссе и подборка фрагментов классической поэзии.
Киевский период (1950-1990 гг.) представлен воспоминаниями В.И. Постникова.
Книга иллюстрирована фотографиями из семейного архива.
Издание подготовлено к 100-летию проф. И.М. Постникова при содействии и по решению Ученого Совета Института электродинамики НАН Украины.
Составление и вступительная статья д.т.н. В.И. Постникова

© И.М. Постников, 1988

© В.И. Постников, 2006


Моим детям —
Маше, Ване и Насте;
внуку — Алеше;
друзьям, близким по духу.
— В.П.


О СМЫСЛЕ И ЦЕЛИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА, О ПОЭЗИИ И ФИЛОСОФИИ


Смысл жизни — в познании красоты (поэзии) жизни и умножении ее собственной деятельностью.


Поэзия и красота — не синонимы. Поэзия — высшая душевная красота природы и человека. Трудно описать все величие поэзии. Так, например, поэзия труда познается и умножается сознанием полезности и совершенства полученных результатов, радостью улучшения жизни личности, семьи и общества.

Поэзия науки — радостью открытий, познания природы и общества, полезности результатов для общества.

Поэзия искусства и литературы — радостью познания и умножением богатства духовной жизни человека, поисками «жизненного компаса», любви к великим героям.

Глубокое знание поэзии заключено в самой природе, в творениях поэтов, писателей и художников, и главное — в деятельности по изучению природы и сохранению ее как основы жизни человека.

Но главный источник поэзии жизни — истинная любовь как соединение физической любви и душевного родства, самый великий дар природы человеку. Этот дар возможен для каждого человека, но, к сожалению, не многие способны его сохранить.

Любовь к детям и детей к родителям удерживает поэзию жизни.

Здесь следует отметить, что многие люди, будучи занятые повседневными трудами, теряют чувство поэзии жизни, источник радости и силы. По выражению Гёте, «поэзия — драгоценный клад». Но этот клад для многих находится «за семью печатями». Открытие и использование этого клада — главная задача личности и общества в целом.

Чувство поэзии и радости жизни заложено природой и свойственно здоровому человеку от рождения. Источники радости жизни бесчисленны, но важен их правильный выбор. Это, прежде всего, радости труда, чувство любви к людям и природе, чувство свободы. В творениях великих поэтов и музыкантов, Чайковского, Бетховена, Тагора, Пушкина, Уитмена, Гёте, Лермонтова, Некрасова и др. рождаются источники великой силы и радости человека. Упадок такой литературы и развитие литературы жестокости, эгоизма и пошлости ведут к снижению уровня сознания и преждевременной смерти общества.

Чувство эгоизма также заложено в человеке природой, и, при контроле разумом, необходимо и прогрессивно. Сила этого чувства зависит от внутренних и внешних условий жизни человека, и от уровня сознания. Чувство эгоизма должно уравновешиваться нравственным чувством (совестью), также заложенным природой, но развиваемым воспитанием.

Идеологи капитализма доказывают, что эгоизм в виде свободного предпринимательства, является двигателем прогресса. Но непомерное развитие эгоизма приводит к утрате разума. Такое помрачение разума достигло опасной степени ввиду угрозы гибели человечества в войнах, разрушения природы и снижения духовных сил общества.

Повышение уровня сознания возможно прежде всего на пути овладения наукой, в частности, научной философией. Целью изучения и развития философии должно быть не только усвоение ее логических основ, но и воспитание духовных качеств человека.

С этой точки зрения представляется ошибочным идея отделения философии от политики. Современная политика, основанная на демократии, является делом всего народа. Изучение философии должно быть связано с современной наукой примерами из истории религии, истории науки как непрерывного приближения к истине, анализом ошибочных философских систем.

Философия и другие науки излагаются «научным» или «философским» языком, апеллирующим к логике. Это правильно. Но в процессе изучения необходим также другой язык — язык жизненной практики и язык поэзии. В науке в целом заключена поэзия, не меньшая чем в религии, и источник этой поэзии неисчерпаем. Это ощущение радости от внутренней согласованности разума и поэзии природы. Эту красоту хорошо чувствует ученый и философ, но ее надо сделать понятной для народа (и даже для самих ученых!). Речь идет не только о популяризации науки. Простая популяризация не дает достаточного эффекта, а при неудачном изложении может нанести вред.

В частности, научная философская поэзия не должна быть только дидактической, т.е. поучительной, но и содержать в себе «тайну поэзии», о которой писал великий русский критик В.Г. Белинский. (Некоторые дидактические стихотворения, правда, могут быть приравнены к поэтическим и сохраняют свое значение на века). В то же время она не должна допускать какого-то ущемления «обычного», (социального, природного или любовного) направления поэзии, а должна, наоборот, усиливать его. По определению В.Г. Белинского, «Поэзия — высший род искусства. Она выражается в свободном человеческом слове, которое есть и звук, и картина, и определенное, ясно выговариваемое представление. Поэтому поэзия заключает в себе элементы других искусств, как бы пользуется вдруг и нераздельно всеми средствами, которые даны каждому из искусств».

«Искусство есть непосредственное созерцание истины, или мышление в образах».

Очевидно, «образы» научной поэзии должны быть не только в виде формул, картин физических или химических явлений и процессов, но и в художественном творчестве, творческой фантазии, поэзии природы и жизни человека.

Связь поэзии и философии можно увидеть в творчестве великих поэтов: Гёте, Тагора, Пушкина. Здесь во многом поэзия и философия слиты воедино. Эти примеры показывают, что предстоит еще большая работа по соединению мировоззрений поэтов и ученых.

В особенности от ученых и поэтов следует ожидать произведений, содержащих прогнозы и мечты о лучшем будущем человечества. Мечты о будущем двигают деятельностью человека, без них жизнь обедняется. Мечты связаны с поэзией человеческой жизни и, если следовать правильному направлению, их можно превратить в реальность.

В переживаемое нами время наука, литература и искусство должны развиваться в едином направлении — создавать господство поэзии природы и общества. Поэтому поэты, писатели и ученые должны объединиться в создании новой культуры — культуры разума и радости. Поэты должны быть на высоте понимания научных достижений, а ученые на высоте поэзии научного мировоззрения. Не следует забывать формулу Горького: «Писатели и поэты — «инженеры» человеческих душ». Читатели, в особенности молодые люди, ищут в литературе образцы для подражания. Но произведение может послужить читателю оружием для создания его души только если оно служило оружием для собственной души писателя.

«Литература фактов» может рождать литературу художественного вымысла, но вместе с тем иметь приложение к широкому диапазону радостей жизни, помогать преодолевать страдания и горечь поражений. Это возможно, и такая литература ждет своих талантов. Ведь многие герои великих писателей гениально списаны с живых людей.

Сказанное не стоит понимать как социальный заказ. Это скорее заказ наших детей и внуков, стоящих у края бездны...


О смысле жизни


В работах американских ученых Дж. Ройса и А. Пауэлла доказывается, что для каждой личности должен быть свой индивидуальный смысл жизни в зависимости от характера его психики, образа его «я». «Быть человеком — значит, прежде всего искать смысл жизни» — пишут они. Верно, что каждый человек стремится жить в соответствии со своими личными наклонностями, темпераментом, родом занятий и т.п. Но правильнее следовало бы сказать: «Смысл жизни прежде всего в том, чтобы стать человеком разумным при всех различных наклонностях и интересах».

Французский публицист Жак Дюкень пишет: «В эпоху Возрождения мы не видим толпы. Мы видим личности. Они могут вызывать у нас восхищение или ужас, будь то убийцы, заговорщики, или величайшие художники. Какой монотонной, обесцвеченной кажется после этого наша жизнь, насыщенная удобствами цивилизации, но лишенная игры и блеска подлинного бытия. Жизнь, в которой красота стандартна, а уродство не живописно. Возможно ли счастье в электронной эре? А если его нет, то зачем тогда жить? И что делать человеку в этом мире? Каков его смысл?» Из этих высказываний видна потеря смысла жизни у большинства людей. Разве жизнь в нашу эпоху монотонна? И разве поэзия, которая одна дает смысл и цель жизни, исчерпана?


О фантазии и интуиции


В познании природы и повышении уровня сознания все более важным становится развитие научной, инженерной и поэтической фантазии и интуиции.

Научно-техническая революция поставила творческую научную фантазию на рельсы реальности. Открытие и применение атомной энергии для мирных целей, развитие математических машин (компьютеров, роботов), космическая наука и техника, открытия в молекулярной биологии (наследственность), новейшая медицина — все это показывает тесную связь науки с мечтой и фантазией. Вместе с тем разум человека должен определить дальнейшее движение науки и ее применение. Трагической утратой разума подвержены ученые, работающие в области использования атомной энергии для вооружений. Не менее трагической является попытка использовать космическую технику и биологию для военных целей.

Как пример творческой фантазии в ее наиболее полезной, связанной с верой в разум, форме, проявилась фантазия в замечательных романах Жюля Верна. Ее принципы — наука и человечность — останутся бессмертными.

Буйная фантазия иногда выступает у писателей-фантастов, описывающих миры и мыслящих существ, мало соответствующих реальности. Тем не менее, даже такая фантазия может содержать творческие элементы (Пример: Уэллс, Лем, Ефремов, Кларк, Брэдбери и др.)

Поэтическая фантазия, отличающаяся богатством воображения и мечтами о «царстве поэзии», наблюдается у некоторых поэтов. Этот вид фантазии пока не получил желаемого развития. Например, это касается поэтического изображения отдаленного будущего на Земле или других планетах. Фантасты рисуют иногда инопланетян как жестоких существ, стремящихся завоевать Землю. Разумеется, принципиально это не исключено. Но не эти существа определяют будущее человека во вселенной. Это — антиподы человечества. Определяют человечество люди мирного труда.

В истории человечества можно видеть переплетение гуманизма и зверства. Гуманизм в целом был ведущей силой, а зверство — силой разрушающей. Если бы зверство восторжествовало, это давно привело бы к гибели или одичанию человечества. Опасность гибели человечества остается. Не следует думать, что гуманизм растет стихийно. Он растет только в борьбе со зверством. (Об этом сказал еще Вольтер). Этот закон борьбы противоположностей, очевидно, справедлив и для вселенной. Надо верить в то, что и в инопланетном человечестве ведущим является разум, т.е. интеллект, добро и поэзия.

Фантазия в некотором отношении связана с интуицией. Интуиция — вид познания, как, например, неожиданное открытие в науке или изобретение в технике, как бы без предварительного обдумывания. Сущности интуиции посвящено много исследований, но до настоящего времени тайна интуиции не раскрыта. В интуиции выражена тесная связь мышления человека и процессов, происходящих в природе (разум человека как часть разума природы).

Интуиция в познании вселенной указывает на врожденную и развитую способность человека использовать свою связь с космосом. Но интуиция и разум должны быть согласованы.

В идеалистической философии значение интуиции преувеличивается, когда утверждается, что существование Бога познается не разумом, а интуицией. Интуиция может в отдельных случаях превосходить логическую способность разума, но разум, в конечном итоге, должен подтвердить выводы интуиции. Без этого подтверждения выводы интуиции не могут быть признаны истинными.


2007

К началу |  Предыдущая |  Следующая |  Содержание  |  Назад